Квартирный ряд: «Если барахлит снегоход»

 

Квартирный ряд: «Если барахлит снегоход»

Квартирный ряд – www.moskv.ru — №52 (675) от 27 декабря 2007г.


Под конец года потребитель нашего, к сожалению, местами дикого рынка получил подарок от законодателей – несколько существенных поправок в закон «О защите прав потребителей», которые начали действовать с 12 декабря.

О том, чем они важны, разъяснили на пресс-конференции юристы Московского общества защиты потребителей.

  Кредит, откройся!

Первая и, пожалуй, самая «пропиаренная» проблема, с которой сталкиваются потребители, касается сферы кредитования. А именно: недоведение до заемщика полной и достоверной информации о скрытых платежах и комиссиях. В результате недосказанности со стороны банков человек, получающий кредит и подписывающий договор, понятия не имеет, сколько в результате ему придется отдавать денег. Теперь же закон «О защите прав потребителей» (статья 10) обязывает кредитную организацию доводить до потребителя достоверную информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащей погашению, а также график выплаты этих сумм.
Более того, эта информация должна быть предоставлена в письменной форме исключительно перед подписанием договора, а никак не после него. Велика вероятность, что, увидев настоящую сумму, которую придется заплатить, даже самый импульсивный потребитель сто раз подумает, прежде чем приобрести вещь здесь и сейчас.

  Можно думать 15 дней

Серьезные поправки касаются прав потребителей в отношении технически сложных товаров. Их список приведен в специальном перечне: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Согласно действовавшей ранее редакции закона потребитель мог вернуть вышеуказанные товары и получить назад деньги только в том случае, если обнаруженный недостаток был существенным. То есть таким, который нельзя устранить (а если и можно, то затратить на это дополнительное время и средства). Теперь будет по-другому: поводом для обмена или возврата денег вовсе не обязательно должна быть поломка, «несовместимая с жизнью» агрегата. Достаточно неработающего сигнала об открытой дверце холодильника или погасшей лампочки. В течение 15 дней у покупателя есть все основания расторгнуть договор купли-продажи.
Причем продавец должен в добровольном порядке идти навстречу покупателю, не выказывая при этом неудовольствия. На строптивцев можно смело подавать в суд. Другой вопрос, стоит ли пытаться реализовать новые права, если цена вопроса – копеечная и легкоустранимая неполадка. К тому же мало кто захочет проводить время в судах, если проблему можно разрешить с магазином полюбовно.
Не вырастет ли после принятия этой поправки «покупательский экстремизм» в России? Подобный вопрос юристы МОЗП считают неактуальным. А вот пытаются накалять страсти вокруг этой темы, по словам юристов, сами производители и магазины. Им, понятное дело, выгодно любого человека, пытающего отстоять свои права потребителя, объявить экстремистом и записать в черные списки, дабы другим неповадно было.
Но неоспоримый плюс вышеупомянутой поправки в том, что изготовители и продавцы, не заинтересованные в шквале возвратов, станут относиться к предпродажной подготовке гораздо внимательнее.
Кстати, обратите внимание. Как видно из перечня, вся бытовая видеотехника – телевизоры, видеомагнитофоны, электрогрелки, сотовые телефоны и прочие приятные мелочи – не относятся к технически сложным товарам. А значит, на них распространялись и распространяются общие правила закона, согласно которым для требования о замене или возврате денег вовсе не обязательно наличие существенного недостатка.

  Убытки и престиж

Еще одна наболевшая проблема – сроки гарантийного ремонта, которые постоянно нарушаются. И не удивительно, ведь в предыдущей редакции закона срок, в течение которого должен был быть отремонтирован товар, четко обозначен не был. Вместо него фигурировало такое расплывчатое понятие, как незамедлительность. На практике эта самая незамедлительность толковалась продавцами, изготовителями и даже судами по-разному. Продавцы имели в виду реально необходимый срок для устранения недостатка товара, включая в него и время поставки запасных частей из-за границы. А оно, как многие убедились, могло исчисляться месяцами. То есть в законе не было четко сказано, спустя какое время с начала ремонта потребитель может заявить, что больше не намерен ждать и настаивает на замене или возврате денег.
Теперь срок назван. Через полтора месяца (сорок пять дней) после передачи товара в сервисный центр потребитель имеет право стучать кулаком и требовать либо вернуть деньги, либо заменить товар на новый. Если же покупатель решит продолжать ремонт, то вправе потребовать уплаты неустойки в размере одного процента от цены товара за каждый день просрочки. Правда, эта сумма, как и прежде, ограничивается ценой товара.
Отдельный разговор – о гарантийном ремонте уже упомянутых технически сложных товаров. Теперь многократная починка может вылиться продавцу в копеечку, если товар проведет в ремонте более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока. А, следовательно, все это время не сможет быть использован потребителем по назначению.
В первую очередь эти новшества усложнят жизнь иностранным производителям, которые, наращивая объемы поставок, редко заботятся о том, чтобы обеспечить возможности надлежащего ремонта. И не создают (что требуется по закону) достаточного запаса запчастей, позволяющего исправлять недостатки товара максимально быстро. Но если раньше санкции за несоблюдение статьи закона не были предусмотрены, то сейчас они появились. И есть надежда, станут для дилеров и изготовителей реальным стимулом нести ответственность перед покупателем. Ведь массовый возврат денег за неотремонтированные в разумный срок товары не только нанесет фирмам реальные убытки, но и скажется на их репутации.

  Предоплата с процентами

Новая редакция закона наводит порядок и в таком секторе потребительского рынка, как отсроченные виды продаж.
Сколько людей, заплатив огромные деньги за мебель, вынуждены по нескольку месяцев ждать, пока продавец выполнит свою часть договора и привезет заказанный гарнитур. И ничего тут поделать было нельзя, так как за подобные «шалости» ответственность предусматривалась минимальная. Ведь устанавливать штрафные санкции разрешалось самим продавцам. А те, не стесняясь, вписывали в договор микроскопические 0,001 процента за каждый день просрочки.
Если договором штрафы не были предусмотрены, то при их расчете учитывалась ставка рефинансирования Центробанка РФ (десять процентов) на сумму внесенной предоплаты за период просрочки. Но и эти суммы были крайне малы по сравнению с прибылью, полученной продавцом, пустившим эти деньги в оборот. Подобные вольности породили схемы «честного отъема денег у населения», используемые большинством магазинов.
Новая редакция закона положила конец этой анархии и прописала более суровые штрафные санкции. Теперь продавец, получив предоплату за товар, но не поставив его в срок, будет должен заплатить клиенту 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Возможно, это приведет к тому, что продавец будет либо называть реальные сроки поставки товара, дав возможность покупателю сравнивать условия разных фирм, либо откажется от больших сумм предоплаты.
Увы, тому, кто заключил договоры до вступления в действие поправок, рассчитывать на эти 0,5 процента не приходится.

Источник: http://www.moskv.ru/articles/fulltext/show/id/7386/ 

   

Пролистать наверх