ФАС планово ослабит хватку


Опубликован разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) пакет поправок к закону «О защите конкуренции» — «третий антимонопольный пакет». Главная новация — разделение понятий «картеля» и «согласованных действий, ограничивающих конкуренцию»: последнее не будет наказуемо уголовно. Кроме того, ФАС де-факто получит статус «антимонопольной прокуратуры», имеющей право проверять компании самостоятельно, а процессуальные нормы рассмотрения ФАС жалоб превратят ее в своеобразный «мировой суд» по антимонопольным делам.

ФАС начала разрабатывать «третий пакет» поправок к антимонопольному закону одновременно с жестким обсуждением в Госдуме «второго» пакета в 2009 году. Результат опубликован ФАС только сейчас, перед внесением в правительство. Исходя из ряда положений пакета, в частности предлагаемого запрета на пролонгацию договоров госструктур с банками до 1 января 2011 года, ФАС рассчитывает на его принятие Госдумой в 2010 году.

Пресс-служба ФАС отмечает главную новацию документа — разделение понятий «соглашений» и «согласованных действий» на рынке, нарушающих конкуренцию. Статья 11 закона «О конкуренции», посвященная соглашениям, ограничивающим конкуренцию (статья объявляет их картелями), полностью переписана, добавлена статья 11.1, описывающая «согласованные действия» на рынке, запрещающиеся ФАС в духе норм закона «О торговле», но картельным сговором не признающиеся. Глава содержит обязанность для ФАС различать параллельные действия на рынке компаний, вызванные общими изменениями рыночных условий, и незаконное согласование работы компаний на рынке. Разница между «письменным» картелем и «устными» согласованными действиями значима: «согласованные действия» выводятся из сферы уголовной ответственности, к компаниям, участвующим в них, не применяются оборотные штрафы.

«Согласованные действия» при этом легализуются для групп аффилированных компаний и физлиц — ФАС вносит в закон свое определение групп, схожее с пониманием Минфина и Минэкономики, но с отличиями. Так, для норм антимонопольного законодательства вводится понятие группы физлиц — это супруги, родители и дети, братья и сестры.

Предмет регулирования закона в целом немного расширен. Если ранее ФАС считала сферой компетенции лишь сделки иностранных и российских компаний, имеющие отношение к конкуренции в РФ, то теперь поправками к статье 3 главы 1 и новой статьей 26.1 главы 7 закона предлагается распространить госконтроль ФАС на сделки с российскими активами для всех импортеров с объемом ввоза в РФ товаров на свыше чем 1 млрд руб. в год.

Наиболее интересны поправки ФАС к закону, де-факто определяющие его собственный статус в системе органов власти. Так, ФАС предлагает предоставить ей самостоятельное (не по чьему-то заявлению) право внеплановых проверок организаций. По сути, эта короткая поправка и связанные с ней изменения в закон, описывающие регламент проверок, превращают ФАС в «антимонопольную прокуратуру»: орган, имеющий право по своей инициативе проверять соблюдение антимонопольного закона. Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский подтвердил «Ъ», что третий антимонопольный пакет «распространяет правила возбуждения антимонопольных дел (они могут возбуждаться «при наличии информации», по заявлениям и сообщениям граждан и СМИ) на проводимые службой проверки».

Другие же поправки, тщательно (даже с зачаточными «процессуальными нормами» и применением принципа состязательности процесса) регламентирующие процедуру обращения в ФАС граждан и организаций с жалобами и их рассмотрение, превращают комиссии ФАС в «квазисуды» по антимонопольным делам. Очевидно, стремление ФАС регламентировать порядок рассмотрения дел связано с намерением решать по крайней мере часть споров вне арбитражного суда. Статус комиссий ФАС, таким образом, будет близок к статусу мировых судов — но их вердикты не будут иметь силы судебного решения.

Часть поправок ФАС посвящена финансовому рынку. Так, ФАС отменит обязательную нотификацию соглашений на финансовом рынке. Кроме того, отдельный блок поправок описывает полномочия ФАС на стыке с системой госрегулирования конкуренции на банковском и финансовом рынке ЦБ и ФСФР — ФАС скрупулезно определила порядок присоединения финансовой организации к нефинансовой и свою компетенцию в таких сделках. Отдельно ФАС переопределяет правила заключения договоров госструктур с банками, а заодно закрывает «лазейку», позволяющую вместо конкурсов на финуслуги пролонгировать действующий договор. Отвечая на вопрос о прекращении с 1 января 2011 года «автоматической» пролонгации банковских договоров, господин Пузыревский отметил, что «тут вводится переходный период». «Будет полгода на то, чтобы подготовиться к перезаключению таких договоров через механизм конкурса»,— говорит главный юрист ФАС.

«Внесистемная» правка закона «О защите конкуренции» в рамках «третьего пакета» иногда довольно радикальна. Так, ФАС уже в законе прямо запрещает всем участникам рынка использовать термины «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и «словосочетания с их использованием», а также слова «номер один», «лидер» и «иные аналогичные слова и словосочетания». Слова в превосходной степени используют в рекламных кампаниях многие потребительские бренды: например, Carlsberg («Пожалуй, лучшее пиво в мире»), Efes («Лучше не бывает»), Orbit («Самая вкусная защита от кариеса»), банк «Тинькофф» («Лучший кредит — кредитная карта «Тинькофф Платинум»»). В некоторых случаях ФАС признает такие заявления не соответствующими действительности. Так, в сентябре 2008 года ФАС сочла ненадлежащей рекламу ООО «Компания ТЕЗ Тур» на «Первом канале» со слоганом «Туроператор N 1 в России», наложив штраф в размере 200 тыс. руб. ФАС преследует такую рекламу и в интернете — в июне 2010 года управление ФАС по Пермскому краю сообщило о возбуждении дела в отношении ООО «Везет», разместившего контекстную рекламу по словам «лучшее такси».

Отдельный блок поправок, важный для сырьевых компаний, связан с биржевой торговлей и понятием «монопольно высокой цены». ФАС в поправках обязуется использовать для ее определения метод сопоставимых рынков, берет на себя обязательства всегда учитывать биржевую цену при расчетах и признает, что биржевая цена (при условии, что она соответствует критериям ФАС — анонимность торгов, не менее трех участников торговли, торги не менее чем на 20% оборотов рынка) не может быть монопольно высокой в принципе.

В целом, «третий пакет» по отношению к рынкам действительно более либерален, чем первые два. Серьезные протесты его рассмотрение Госдумой вряд ли вызовет.

Источник:  

 

Пролистать наверх